Ученые: клетки на рифленой поверхности превращаются в стволовые

Исследование ученых из Калифорнийского университета открывает новые перспективы развития клеточной инженерии.

МОСКВА, 18 окт — РИА Новости. "Обычные" соматические клетки можно перепрограммировать в стволовые, просто поместив их на поверхность, испещренную параллельными микробороздками, что открывает новые перспективы развития клеточной инженерии, говорится в статье американских ученых, опубликованной в журнале Nature Materials.

Стволовые клетки отличаются плюрипотентностью, то есть способностью превращаться в клетки тканей любого типа. Получение индуцированных стволовых клеток из соматических — задача, решать которую приходится и медикам, и фармакологам. Сейчас для этого используют биохимические методы: обработка соматических клеток "коктейлем" из веществ, который запускает экспрессию генов, отвечающих за плюрипотентность.

Сун Ли (Song Li) и его коллеги из Калифорнийского университета показали, что аналогично этим веществам на клетки действует определенный микрорельеф поверхности, на которой они растут.

Ученые выращивали мышиные фибробласты — клетки соединительной ткани — на подложке, покрытой параллельными бороздками шириной десять и глубиной три микрона. В таких условиях фибробласты и их ядра приобретали удлиненную форму, вытягиваясь вдоль стенок каналов. Сначала было показано, что при обработке клеток химическим коктейлем превращение фибробластов в стволовые клетки на рифленой подложке происходит быстрее, чем на гладкой.

Затем химическую обработку убрали, и оказалось, что механического фактора для перепрограммирования достаточно. Выяснилось, что механический сигнал передается от актина и миозина — компонентов клеточного скелета, первыми реагирующих на изменение формы клеток — через ферменты-посредники белкам гистонам.

Последние напрямую регулируют работу генов плюрипотентности, связываясь с соответствующими участками ДНК.

Открытие биофизических механизмов, влияющих на перепрограммирование, имеет огромное значение для совершенствования методов получения стволовых клеток и для разработки новых биоматериалов.