Не бойся слова «ГМО» на этикетке

Оказывается, недоверие и страх перед ГМО можно объяснить следующим образом: в нашем восприятии существует врожденная, подсознательная (подчас не поддающаяся логическому объяснению) градация между «естественным» («хорошо») и «неестественным» («плохо»).



Табита М. Поулидж (Tabitha M. Powledge)
Почему люди крайне враждебно относятся к генной инженерии и ГМО? Почему их пугает тот факт, что генная инженерия пересекает межвидовые границы? И вот недавно в одной из статей, опубликованных в журнале New Yorker, Мария Конникова попыталась разобраться в причинах столь настороженного отношения к ГМО и генной инженерии, начиная с момента зарождения этой области знания в 1970-х годах. Оказывается, недоверие и страх перед ГМО можно объяснить следующим образом: в нашем восприятии существует врожденная, подсознательная (подчас не поддающаяся логическому объяснению) градация между «естественным» («хорошо») и «неестественным» («плохо»).
В различных культурах граница между «естественным» и «неестественным» проходит по-разному — здесь можно многое рассказать, но это уже тема для отдельной статьи. А сейчас хочу сосредоточиться на актуальном вопросе: нужно ли компаниям-производителям маркировать продукты, содержащие ГМО, и стоит ли этого бояться?
Как сообщает Конникова, готовность человека съесть тот или иной продукт зависит от того, как именно этот продукт был маркирован (например, как «органический», т.е. экологически чистый, или нет). Это явление называется «эффектом ореола» [т.е. когда у продукта имеются те или иные положительно воспринимаемые свойства, которые позитивно окрашивают все остальные его характеристики, формально с этими свойствами не связанные, — прим.перев.]. Однако, если пищевой продукт рекламируется, например, как генетически модифицированный, то возникает обратный «эффект ореола» [т.е. продукт будет восприниматься однозначно «плохим» вне зависимости от прочих положительных его свойств — прим.перев.]. Вот почему производители не горят желанием информировать на этикетке о ГМО.
Правдивая информация — залог положительного восприятия ГМО
По мнению Конниковой, чем больше компания-производитель предоставляет информации о продукте, тем лучше. И со временем, указывает Конникова, опираясь на идеи эпохи Просвещения, «адекватность восприятия [продукта] увеличивается». (Я, правда, не очень согласен с этим тезисом). Однако, подробная информация о ГМО — действительно мощное средство, способное приглушить необоснованные страхи общества по поводу генетически модифицированных продуктов. Есть еще один ключевой фактор — подрастающее поколение. Привыкнув к продуктам питания, созданным на базе ГМО, молодежь больше не станет считать такие продукты «неестественными», ущербными.

 

Оставьте свой отзыв!