Поток «фонящих» машин из Японии сокращается, но проблема еще актуальна

Количество иномарок и автодеталей с повышенным после аварии на АЭС "Фукусима-1" радиационным фоном, поставляемых из Японии в Россию, уменьшается, однако проблема остается актуальной, сообщил РИА Новости представитель Владивостокской таможни.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в среду заявил на брифинге в Москве, что Роспотребнадзор по-прежнему обеспокоен ввозом в страну "фонящих" японских иномарок. По его словам, в РФ каждый месяц завозится примерно по 18 тысяч машин из Японии, десятки из них из-за "фона" приходится возвращать.

Почти 1000 "фонящих" машин за 2,5 года


"Значительная часть машин из Японии, приходящих на Дальний Восток, ввозится через морской пост Владивостокской таможни. Специалисты продолжают выявлять подержанные и разобранные автомобили, спецтехнику и контейнеры с запчастями, имеющими радиоактивное загрязнение. С момента аварии на "Фукусиме-1" (в порту Владивостока) выявлено 697 таких объектов, запрещен ввоз 591", — сказал представитель таможни.

По данным Дальневосточного таможенного управления, после аварии на Фукусиме в морских портах Дальнего Востока России задержано более 930 автомобилей с повышенным радиационным фоном. В порты поступают на судах и контейнеры с "фонящими" автодеталями из Японии. Только за первый год после катастрофы на АЭС "Фукусима-1" выявлено около 500 случаев импорта партий "фонящих" автозапчастей.

Тем не менее, по словам представителя владивостокской таможни, число загрязненных объектов постепенно уменьшается. В 2011 году за квартал в среднем их насчитывалось 90, в 2012 — 75, в I квартале 2013 года —59, а во II — 43. По-прежнему источниками повышенного радиационного фона являются только подержанные техника и запчасти.

"Все выявленные радиационно-опасные объекты проходят дополнительный контроль, по результатам которого Роспотребнадзор принимает решение о возможности их ввоза в Россию. Несмотря на снижение количества "фонящих" объектов, этот вопрос остается по-прежнему актуальным, поскольку россияне активно используют подержанные японские автомобили и запчасти к ним", — сказал собеседник агентства.

Проще вернуть, чем обезвердить


Как сообщил РИА Новости представитель краевого Роспотребнадзора, таможенники все реже обращаются в санитарное ведомство по вопросам "фонящих" объектов. Раньше автомобили подвергались дезактивации, после чего их пропускали в Россию. Позже эту процедуру отменили из-за ее дороговизны.

"По нашим данным, возвращать эту процедуру не планируется. Сейчас в ней нет особой необходимости. Количество "фонящих" объектов снижается, и проще их отправить обратно в Японию, чем тратить средства на дезактивацию", — отметил собеседник.

После разрушительного землетрясения в Японии 11 марта 2011 года и последовавшего за ним цунами на АЭС "Фукусима-1" была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на АЭС было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС. Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности изотопов йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.

 

Оставьте свой отзыв!