НОВОКАЛЕДОНСКИЕ ВÓРОНЫ «ДОКАЗАЛИ» БАСНЮ ЭЗОПА

С помощью сосуда с водой и камней удалось показать, что новокаледонские вóроны осознают причинно-следственные связи на уровне 5–7-летнего ребёнка. Всякий знает легендарную басню Эзопа про ворону, которая, чтобы напиться из кувшина с водой, бросает в него камни: вода в кувшине поднимается, и птица может достать до неё клювом. Так вот, вполне возможно, что в основу басни лёг реальный факт. Исследователи из Кембриджа (Великобритания) и Оклендского университета (Новая Зеландия) лично убедились, что вороны вполне могут поступать именно так, как в античной басне.






Новокаледонские во́роны в который уж раз отличились умом и сообразительностью. (Фото Sarah Jelbert / University of Auckland.)



Неизвестно, за каким именно видом врановых мог наблюдать Эзоп, но Расселл Грей (Russell Gray) и его коллеги экспериментировали с новокаледонскими во́ронами. Эти птицы обладают, без преувеличения, легендарной репутацией: достаточно сказать, что они могут создавать орудия труда, причём не только создавать, но и оценивать их качество. Благодаря собственным «уму и сообразительности» новокаледонские во́роны — вместе с попугаями жако и какаду Гоффина — очень часто становятся участниками зоопсихологических исследований.



На этот раз эксперименты зоологов были смоделированы так, чтобы их результат не зависел от внезапного «озарения» птицы: во́роны должны были осознать связь между бросаемым предметом и меняющимся уровнем воды. Птицам предлагалось достать корм, плавающий на поверхности воды в цилиндре, но, чтобы сделать это, уровень воды нужно было поднять, бросая в цилиндр разные предметы.



Некоторые варианты опыта специально усложнялись. Во́роны, например, должны были выбрать, в какой цилиндр бросать камни: в тот, что с водой, или в цилиндр с песком. Или же птицам подсовывали предметы, которые не тонули, и во́роны должны были догадаться, от каких им будет польза. Или же они должны были сообразить, из какого цилиндра быстрее добудут корм: из того, где воды побольше, или из того, где поменьше. Все эти задания во́роны прошли с успехом.







Но вот с чем они не смогли справиться, так это с тестом, в котором нужно было учитывать ширину цилиндра с водой, или же где было три цилиндра — пара сообщающихся между собой (один из них с кормом) и третий сам по себе. В последнем случае птицы в итоге смогли всё-таки добраться до корма, но при этом они бросали камни как в правильный цилиндр, так и в неправильный, который был сам по себе и ни с каким другим не сообщался.



Целью зоологов было проверить, насколько у новокаледонских во́ронов развита способность понимать причинно-следственные связи. Конечно, самые сложные варианты задачи птицы не решили, вероятно, из-за того, что действия и их результат были не слишком очевидны, и для решения требовалось абстрагироваться от ситуации. Однако в целом понимание причинно-следственных связей у птиц оказалось довольно высоким: по словам авторов работы, такое же понимание причин и следствий демонстрируют 5–7-летние дети.



Результаты экспериментов опубликованы PLoS ONE.



Подготовлено по материалам Phys.Org.


 

Оставьте свой отзыв!